аываываывавы

Методическая разработка конкурса: Латынь и я – друзья!

Алимбетова Л.А.

Жезказганский медицинский колледж

Методическая разработка конкурса: Латынь и я – друзья!

Вводное слово преподавателя: «Латинский язык неразрывно связан со многими дисциплинами, преподаваемыми в колледже. Ещё древние медики говорили «Invia est inmedicina viasine lingua latina!» - непроходим в медицине путь без латинского языка. И это так! Начиная с эпохи Возрождения на основе латинского и греческого языков стала складываться и развиваться современная научная медицинская терминология. Будущему медику необходимо изучать латинский язык для того, чтобы правильно понимать и употреблять медицинские термины: названия болезней, лекарств, медицинских исследований, обследований, инструментария...

На курс изучения латино-греческого языка выделено всего 18 теоретических занятий, объять необъятное за этот срок невозможно, но показать своё отношение к предмету, свои умения и навыки вы можете сейчас Bonisavibus!»

1

Конкурс:
1 тур - выступление команд.

 

2 тур - разминка.

 

 

3 тур –демонстрация домашнего задания

 

 

 

4 тур - латинская эстафета

 

10 мин

 

 

10 мин

 

 

10 мин.

 

 

 

 

5 мин.

В конкурсе участвуют 2 команды. Каждая команда выступает со своим девизом, озвучивает своё имя.
Жюри оценивает выступление (3-5 баллов).

Ведущая:«Начинаем разминку. Желаем всем командам успешно справиться с заданиями, на все вопросы давать только правильные и чёткие ответы!»      1 ответ – 1 балл.
Приложение №1.

Ведущий: «А сейчас объявляется конкурс кроссворда латинистов! Приглашаем на разгадывание кроссворда на латинском языке по 1 представителю команд» (3-5 баллов)

Ведущая: Пока ребята разгадывают кроссворды, мы проведём латинскую эстафету. Вызываем 4 человека из болельщиков, они задают друг другу вопросы - названия разных органов на русском, казахском, греческом и латинском языках, т.е. латино-греческие дублеты. Проигравшие выбывают. Победитель зарабатывает 5 баллов. (0,5 баллов за ответ)

2

Подведение итогов по 4 турам.

1 мин

Выступление жюри.

3

5 тур -
- угадай лекарственное растение

10 мин

Ведущий:«А сейчас мы узнаем, знаете ли вы лекарственные растения. Угадайте о какой траве идёт речь в загадке!»

Приложение №2

 

6 тур - конкурс болельщиков.

10 мин.

Ведущая: «Предлагаем вам несколько загадок и заданий по знаниям ТЭ, входящих в состав слов - названий специалистов, врачей»    

(за 1 ответ – 1 бал)Приложение №3.

4

Подведение итогов.

1 мин

Выступление жюри.

5

7 тур - латинские пословицы в лексике медицинских работников.

7 мин

Ведущий: «Переходим к следующему туру - латинские пословицы в лексике медицинских работников. Дома каждая команда изобразила латинскую пословицу на плакате. Покажите ваши работы и объясните видение этой пословицы».(3-5 баллов)

 

8 тур - конкурс капитанов.

5 мин

Ведущая: «Сейчас мы предлагаем конкурс капитанов. Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка – это флаг команды. Капитан, капитан, подтянитесь, только смелым покоряется победа!»Приложение №4.

 

9 тур - Интеллектуальное шоу

10 мин.

Ведущий: «Чем больше языков знает человек, столько раз он состоялся как человек. Знание крылатых выражений, пословиц, поговорок обогащает речь. Проведём игру-Интеллектуальное шоу»Приложение №5.

6

Подведение итогов.

1 мин

Выступление жюри.

7

10 тур - латинская химическая терминология

5 мин

Ведущий: Оказываем первую помощь при отравлениях лекарственными средствами.

Приложение №6.

 

11 тур -игра - загадка с болельщиками

 

 

 

12 тур–песня

«Gaudeamus igitur»

Garmen Scholasticum.

 

10 мин

Ведущий: Пока жюри подводят итоги конкурса, мы с командами проведёмигру-загадку на название болезней с суффиксом-it.Вспомним все вместе!(Разминка не оценивается)

Приложение №7.

Ведущая: Птицы умирают – гнёзда остаются,

Реки высыхают – русла остаются,

Люди умирают – песни остаются.

Ведущий: как было отмечено, латынь мёртвый язык, но есть песня, которую поют все студенты

Мира, давайте её споём!

Приложение №8.

 

8

Подведение итогов конкурса.

10 мин

Жюри сообщает окончательные результаты конкурса. Проводит награждение команды – победительницы и активных болельщиков.

 

Заключительное слово преподавателя:

Пройдут года, они промчатся быстро,

Но вечным будет афоризм такой:

«Без знаний нет хорошего специалиста

Ни в медицине, ни в профессии любой»

«Integravaletudo». «Valete, studiosi!». «Benesitvobis

 

Приложение №1.Разминка.
1.Откуда произошло название латинского языка?(Племя Латины жило в области Лации (Аппенинский полуостров), современная Италия).

2.Почему латинский язык называют мёртвым языком? (Нет народа, говорящего на этом языке).

3.Какие языки называются романскими? (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский).

4.Что обозначает сокращение: P.S.? (Post scriptum – после написанного).

5.Что обозначает сокращение:D.t.d.? (Datalesdoses)

6.Что обозначает сокращение:M.f.pulv.?(Miscefiatpulvis)

7.Что обозначает сокращение:M.D.S.?(Misce. Da. Signa.Miscetur. Detur. Signetur.)

8.Чтообозначаетсокращение: D.t.d.№10 intabl.?(Datalesdosesnumerodecemintabulettis)

9.Что обозначает сокращение:Rp.:Sol.? (Recipe:Solutionis)

10.Что обозначает сокращение: NB? (Nota bene – хорошо запомни, обрати внимание).

11.Что обозначает сокращение: D.S.? (Da, signa – выдай, обозначь).

12.Объясни значение имени – Валерий, Валерия (Valere – быть здоровым)
13.Объясни значение имени – Марина (Marinus, a, um – морской, ая, ое)
14.Объясни значение имени – Виталий (Vitalis,е – жизнеспособный, живой)

15.Объясни значение имени – Виктор (Viktoria,ae,f - победа)

16.Какая железа у сладкоежек работает с постоянной перегрузкой и почему? (Поджелудочная, должна вырабатывать дополнительное количество инсулина)


Приложение №2.
Загадки о лекарственных травах
1). Какую траву в Древнем Риме использовали как «средство красоты», её экстракт женщины закапывали в глаза и зрачки расширялись, придавая глазам блеск и выразительность?
(Красавка или белладонна, что в переводе с испанского «красивая женщина». Но нужно предупредить, что растение очень ядовито и повторять древние рецепты крайне опасно).
2).Какое растение было символом печали, а теперь употребляется в пищу?
(Петрушка. В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме: повсюду она олицетворяла скорбь, так как считалось, что выросло это растение на крови убитого сына одного из египетских богов. В дни религиозных торжеств, посвященных скорбным датам, участники шествия надевали венки из зелени петрушки. Со временем выработалось суеверное отношение к этому растению как к источнику бед. И только с открытием целебных свойств петрушки (её сок снимал воспаление, вызванное укусом ядовитых насекомых) к ней стали относиться как к лекарственному растению).
3). Какое растение на Руси на протяжении многих веков одевает, кормит и лечит людей?
(Лён.Из семян и масла льна готовили пищу. Ткани из льна высоко ценятся за высокие гигиенические качества, в Египте из льна делали бинты. Семена и масло льна помогают повысить иммунитет, нормализуют работу ЖКТ и снижают уровень холестерина в крови).

Приложение №3.
Конкурс болельщиков.Загадки:

1.Горшочек умён – семь дырочек в нём. (Голова-caput)

2.Она, конечно, больше всех к инъекциям привычная. Зовём мы эту мышцу как?

(ягодичная - musculusgluteusmajor)

3.Не каждый человек имеет коня, но каждый имеет седло, да ещё не простое, а какое? (турецкое)

4.Больное сердце исцелит сердечный доктор Айболит(кардиолог - cardiologus)

5.Лечит он болезни кожи- от фурункула до рожи.(дерматолог- dermatologus)

6.Мне поставила вчера два укола …(медсестра – sorormedicinalis)

7. Бормашины слышен свист - зубы лечит всем …(дантист, стоматолог - stomatologus)

8.Педиатра ты не бойся, не волнуйся, успокойся, не капризничай, не плачь, это просто детский…

(врач-педиатр - medicus,ipediatr)

9.Этот доктор удалит мой больной аппендицит. Скальпель - лучший его друг. Кто же доктор тот?

(хирург - chirurgus)
10.Скажите, как можно сквозь стенку смотреть? В очках и при свете и то не суметь.

А он как-то смог разглядеть сквозь неё не только меня, но и сердце моё.

(рентгенолог - roentgenologus)

11. Этот врач не просто доктор, лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо, разглядишь ты всё в очках.(офтальмолог, ophthalmologus)

12. Кто для блага всех людей кровью делится своей?(донор - donor)

 

 

Приложение №4.
                                               Конкурс капитанов
Разгадаем загадки, ответ на латинском и греческих языках:
1. Какие острова открыл Лангерганс? Их географическое положение?

(лангергансовы,Поджелудочная железаPancreas, Insulinum)
2. Мотор, а бензина не требует. Этот орган не велик, в нашем организме - трудовик. Ритмично сокращается, кровью наполняется. (Сердце- Сor, cordis, Cardio)
3. Маленький, пузатенький в седле сидит, всем руководит. (ГипофизHypophisis)
4. Как называется дерево, имеющееся у человека? (Бронхиальное – bronhicus,a,um)

5. Как на Laminacribrosa6. Вот возьму я Fibulu,

Поселился CristaGalli,               Ударю по Mandibulae

Впереди ForamencaecumПусть услышит Cerebrum,

Позади Sphenoidale.                       Как звенит мой Cranium

7. Подберите к латинским словам греческие эквиваленты – 8 заданий.

 

Приложение №5.
Интеллектуальное шоу:

Вспомни латинские пословицы, поговорки, крылатые выражения о:
- Пользе труда, (Labor corpus firmat. – Труд укрепляет тело)
- О необходимости знания латинского языка для медиков
(Non est medicina sine lingua latina)
- О том, как важно правильно поставить диагноз. (Bene dignoscitur, bene curatur)
- О любви к ближнему (Если хочешь быть любимым – люби. Sivisamari – ama!)

- О значении письма для латыни (Слова улетучиваются, написанное остаётся.Verbavolant,

scriptamanent!)

- Старайся. Не старайся, что не скроешь? (Любовьикашель – Amorettussisnoncelatur)

- Пожелания на память(Desiderata)

- Работаиздоровье (Laboretvaletudo)

- Длядуши, на память(Adlibitum. Ad memorium.)

 

Приложение №6.Препараты скорой помощи

1.Carboactivatus

 

2. Magnesiisulfas

3. Atropinisulfas

 

4. Моrphinihydrochloridum

SoI. Omnoponi

5. Strophantinum К

    Solutio Corglyconi

6. Validolum 

    Nitroglycerinum

7. Sol. Natrii hydrocarbonatis

 

8. Solutio Euphyllini

    (Аminophyllinum)

9. Sol. Ephedrini hydrochloridi

10. Sol. Promedoli,

      Phentanilum

11. Sol. Unithioli

 

 

12. Cordiaminum,

 Aethimizolum

     Sol. Bemegridi

     Sol. Camphorae oleosa

13. Sol. Furosemidi

14. Urea pro injectionibus    

 

15.Sol. Adrenalini hydrochloridi  

     (Epinephrinum)

16.Sol. Mesatoni (Phenylephrinum)

17.Sol. Prednisoloni hydrochloridi

 

18.Sol. Natrii chloridi isоtonica

 

19. Sol. Kalii permanganatis

 

20. Sol. Apomorphini hydrochloridi

21. Sol. Ammonii caustici

1.Уголь активированный, адсорбент,

   универсальный антидот

2. Солевое слабительное ЛС

3. Спазмолитик, бронхолитик,

    М-холиноблокатор 

4. Наркотические анальгетики,

    алкалоиды опия
5.Сердечные гликозиды,  

    кардиотоники

6.Коронаролитики, спазмолитики.

   Применяются при стенокардии

7. Р-р питьевой соды (натрия гидро- карбонат), при ацидозе, кетоацидозе

8. Бронхолитик

 

9. Бронхолитик, повышает АД
10. Наркотические анальгетики

      (синтетические)

11. Противоядие (антидот) при отра- влении сердечными гликозидами и солями тяжёлых металлов

12. Аналептики, оживляющие ЛС,

применяемые при клинической смерти,

      асфиксии, угнетении сосудодвига-  

       тельного и дыхательного центров.

13. Мочегонное  ЛС, сальуретик

14. Мочевина для инъекций, осмо-

      тический диуретик, снижает АД

15. гипертензивное ср-во, повышает АД

применяется  при остановке сердца

16.Гипертензивное ЛС, вазоконстриктор

17.Гормон реанимации, применяется

     при анафилактическом шоке

18. Изотонический раствор Натрия хлорида для парентерального питания

19. ЛС для промывания желудка,

         антисептик, дезодорант.

20. Рвотное средство

21. Нашатырный спирт, применяется при  

      обмороке и как антисептик.

 

Приложение №7.

Загадки о названиях заболеваний с суффиксом - ИТ:

Знаменитый суффикс - ИТ о болезнях говорит:

Если насморк, нос сопит, разумеется … ринит.

Если кашель, грудь болит, может острый … трахеит,

А когда в груди хрипит, то хронический … бронхит.

Наш больной не ест, не спит, горло у него болит,

Вероятно, … фарингит, а быть может … ларингит,

Ещё есть и …тонзиллит

Вдох и всё внутри болит, а послушаешь – шумит,

У больного плохой вид и потерянаппетит,

Будь внимателен - …плеврит!

Дисфагия и тошнит, кажется …эзофагит.

Всё едим мы в беспорядке, нет режима и порядка,

Пропадает аппетит, подозренье на …гастрит.

Боль в кишечнике, урчит, стул нарушен и частит,

Может острый …энтерит?

То понос, а то крепит, снижен резко аппетит,

Рвота и во рту горчит, то хронический …колит.

Может гастро …энтерит, а возможно энтеро …колит.

Если справа бок болит, у больного жёлтый вид,

Возникает и асцит, это, вроде, …гепатит.

Справа под ребром болит, исчезает аппетит,

Может стать и холангит, перфорацией грозит,

Это что? … холецистит.

У больного бледный вид, резко в животе болит,

Нитевидно пульс стучит.Диагноз Ваш? …перитонит.

Почки! Шутки в стороне, осторожен будь вдвойне,

Коль анализ подтвердит, это может и …нефрит.

Мочевой пузырь болит, это, кажется, …цистит.

Ночь без сна, спина болит, может быть …радикулит.

Коль к дождю сустав болит, припухает и скрипит,

Вероятно, то …артрит.

Невесёлый, скажем вид, если сердце заболит,

Может быть …эндокардит,иногда …миокардит,

Есть ещё …перикардит, и ещё …ревмокардит.  

Тот, кто знает суффикс–ИТ, термин верно говорит,

И диагноз подтвердит. Тот болезни победит!

 

Приложение №8.
Gaudeamus igiturGarmen Scholasticum.

Старинная студенческая песня

«Будем радоваться»

Gaudeamusigitur,

Juvenes dum sumus!(bis)

Post jucundam juventutem

Post molestam senectutem

Nos habebit humus (bis)

Vita nostra brevis est                                                   

Brеvi finietur    (bis)

Venit mors velociter                                           

Rapit nos atrociter                                                 

Nemini parcetur (bis)

Vivat Academia,

Vivant professores! (bis)        

Vivat membrum quodlibet;

Vivant membra quaelibet

Semper sint in flore (bis)

 

Га

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Методическая разработка конкурса: Латынь и я – друзья! *

                           Методическая разработка конкурса: Латынь и я – друзья! Методическая разработка конкурса: Латынь и я – друзья!


Количество посещений: 4113

Наверх